Ставрополь

Филологическая книга СГУ


 

Вернуться к началу.

Ставрополь. История города и Края.

Филологическая книга СГУ

Положение город а Ставрополя

Город Ставрополь лежит под 45° 3’ 5’’ северной широты и 10° 49’ 33’’ восточной долготы по С.П. меридиану. Он расположен между реками: Ташлою и Мутнянкою.

Местоположение города Ставрополя

Местоположение города Ставрополя представляет большую высоту, состоящую из нескольких уступов и образую­щую по течению рек и ручьев глубокие овраги. Высота эта к северу ограничивается крутою покатостью, составляю­щею береговой скат реки Ташлы, к северо востоку образует мыс, на котором построена крепость. Отсю­да до родников реки Мутнянки она имеет слабую покатость на восток, на которой берут начало свое ручьи, составляю­щие чрез свое соединение речку Желобовку, но, подходя к родникам реки Мутнянки, покатость ее делается круче и, обогнув реку Мутнянку, выдается мысом у винного подвала и образует таким образом глубокое русло этой реки. От винного подвала высота эта имеет крутую покатость на 10 сажень9 и подходит каменным уступом к роднику Карабину, потом, обойдя этот ручей и образовав отлогий хребет, простирается между означенным ручьем и рекою Мамайкою, составляя берег сей последней реки. Высоты за рекою Ташлою, простираю­щиеся к Круглому лесу, имею т также общее склонение на восток и состоят из уступов, по наружному своему образованию они похожи на высоты, простираю­щиеся на правом берегу этой реки.

Новости Ставрополя / Карта Ставрополя / Погода ставрополь

Афиша Ставрополя / Ставропольский форум

Контакты

Скачать логотип


icq-961229
e-mail-написать
tel-89187528737

Раздел статей
БеSPредеL
О жизниО любви
Мужчина и Женщина
ForУмные игры
ЮмоR
Другая сторона
Компьютерный RaZдел
ОпRоSы
В мире науки.
С.М.И.

1997 Беликов Град белокаменный 2

Павел Григорьевич родился в 1821 году. После окончания в 1844 году Императорской Академии художеств со званием рисовального учителя, приезжает в Ставрополь, где назначается учителем черчения, рисования и чистописания мужской гимназии, а также иконописания и рисования в Кавказской духовной семинарии. В 1850 году Воскресенский проходит в той же Академии художеств аттестацию на звание свободного художника « с правом производить строения». С 1863 года он получает должность гу бернского архитектора.

Еще в 1853 году уездный землемер Архипов сделал натуральный план Ставрополя, который наложил на план 1833 года, подготовленный И. Гай воронским. «План 33-го года, — писал он, — в сравнении с планом 1853 го да оказался недействительным. Новые дома, сады... Что делать с планиру емыми улицами? Ломать дома, вырубать сады?..»

Павел Григорьевич Воскресенский, как губернский инженер, возглавил созданный комитет по работе над новым генеральным планом развития губернского центра. Тогда же им возводится величественная звонница Варваринской церкви и перестраивается Крестовоздвиженская церковь.

В 1873 году вместе с младшим архитектором Павлом Никифоровым и строительным подрядчиком Г. Масловым Воскресенский строит новый го стиный ряд на Александровской площади. Белокаменное здание в два эта жа украшали нарядные капители, сандрик над узкими и высокими вене цианскими окнами, лепной карниз... Парадный вход из резных дверей и цветных стекол вел к широкой лестнице на второй этаж, где купцы хра нили свои товары. По этому поводу П. Воскресенский писал в газете «Северный Кавказ» 12 ноября 1895 года: «Я строю не только для настоя щего, но и для будущего: может быть, когда-нибудь в этом этаже город вздумает устроить концертный зал, народную аудиторию или что-нибудь в этом роде».

Действительно, в дальнейшем верхний этаж здания был занят под го родской музей (сегодня краеведческий музей, здание в 1985 г. надстро ено).

На противоположной стороне площади в 1868 году П.Г. Воскресен ский участвовал в строительстве нового здания мужской гимназии стоимостью в 400 тыс. рублей серебром (сегодня военное училище связи). Здание это, отличавшееся грандиозностью, завершенностью архитектурной композиции, вошло в главный кадастр градостроительного искусства го рода.

Павел Григорьевич строил в Ставрополе и небольшие купеческие особ няки. Это дом купца Тимофеева (сегодня кафе «Курсантское» на ул. Ле нина), особняк Чувалова (северное крыло «верхней» аптеки), Покровский храм Иоанно-Мариинского женского монастыря.

На Даниловском кладбище Ставрополя, вблизи некогда стоявшей здесь церкви Св. Данилы, возведенной в 1892 году, нашел последний приют патриарх градостроения Воскресенский. Сохранился частично разрушенный чугунный памятник с надписью — «Здесь погребен Статский Совет ник Павел Григорьевич Воскресенский и жены его: Александра Ивановна и Александра Романовна и родители последней — полковник Роман Про кофьевич и Агриппина Андреевна Парфененко. Незабвенным родителям Воскресенским от горько плачущих Николая, Надежды и Александры».

К новому поколению ставропольских архитекторов 2-й половины прошлого века относился и Георгий Федорович Прокопец, закончивший Петербургское строительное училище. С 1867 года он начал службу в Став рополе с должности младшего архитектора строительного отделения Став ропольского губернского правления, дослужившись до чина коллежского советника и нагрудного ордена Св. Анны 3-й степени. За 10 лет службы в губернском центре он сделал многое. Именно с него началась реконст рукция Николаевского проспекта, когда он перестраивает особняк купца Епифанова, где позже обосновался Азово-Донской коммерческий банк. Чугунный балкон этого здания, накрывший весь тротуар, и сегодня сохра нился по пр. К. Маркса, 68. На углу Вельяминовской и Театральной улиц делает пристройку к дому купца Ивана Чувалова, где надолго обосновался частный банк «М. Попов и К°».

На Госпитальной улице Георгий Федорович возвел особняк стража за кона полковника Бруна в два этажа, своеобразную архитектурную бусинку белокаменного ожерелья города, где сегодня размещается кафе «Рус ский чай». Да и не только эти строения Прокопца украсили губернский центр.

Свой вклад в градостроительное искусство внес и Федор Кузьмич Прозоровский. Среди возведенных им многочисленных строений особое место занимало здание Ставропольской духовной семинарии на западной сторо не Александровской площади. Окончательно отстроенное в 1883 году здание семинарии обошлось в 350000 рублей, став одним из наиболее доро гостоящих строений. Под наблюдением Прозоровского перестраивается здание Ставропольского духовного училища (сегодня СШ № 4), делается пристройка к Ольгинской женской гимназии.

Ставрополь продолжал украшаться все новыми и новыми, как правило, белокаменными строениями. Их проектировали и строили — Федор Карл ович Кнорре, Владислав Эдуардович Лобановский, Степан Осипович Са вицкий, Павел Константинович Никифоров, Семен Дмитриевич Лазарев. Что ни имя, то целая веха градостроения Ставрополя. Хотя не так много знаем мы из их личной жизни. Например, об Адриане Петровиче Булы гине. Первоначально он жил в доме своего брата на углу Николаевского проспекта и Европейского переулка. Дом этот возводился по проекту Ад риана Петровича, и когда его ломали в наши 60-е годы, то в фундаменте нашли россыпь серебряных монет и бутылочку с вином, что должно было принести хозяину дома благополучие и радость в жизни. Затем уже на углу 2-й Ясеновской и Орехового переулка Адриан Петрович Булыгин строит для себя большой двухэтажный каменный дом, который и сегодня украшает этот уголок Ставрополя.

В Ставрополе Булыгиным было возведено здание государственного банка на Госпитальной улице, здание для Варваринской женской гимна зии (сегодня СШ № 3), со стороны Митрофановского переулка сделана величественная пристройка к Епархиальному женскому училищу (сегодня сельскохозяйственная академия). Им возводится белокаменный терем на углу Николаевского проспекта и улицы Архиерейской под аптеку прови зора Пейсаховича, которая вошла в историю города как «аптека Байге ра». Булыгиным была проведена уникальная архитектурная «операция» по спасению здания думы у Крепостной горы, когда после появления в нем трещины половина здания была разобрана, а после укрепления фунда мента вновь собрана. Им же был подготовлен и проект здания для вто рой мужской гимназии города на Спасской улице. Это должно было быть крупнейшее учебное заведение, проектная стоимость которого при ближалась к 250 тыс. рублей. Но революция перечеркнула уже начавши еся работы. Булыгиным было построено и новое здание городского банка на Госпитальной улице (сегодня ул. Ленина), несущее свою службу и се годня.

Небезынтересно, что в возведении зданий города, их перестройке участвовали разные зодчие. Примером тому история строительства Дома гу бернатора на Николаевском проспекте.

В 1833 году в Ставрополе по ходатайству командующего войсками Кав казской линии генерала А. Вельяминова указом императора «в помощь областному начальнику назначен гражданский губернатор». Им впервые стал статский советник Семенов, которого вскоре сменил генерал-майор Траубе.

По генеральному плану застройки Ставрополя для Дома гражданского губернатора отводилось место на Соборной площади, как первоначально именовалась сегодняшняя площадь Ленина. Но в 1835 году городу пере шел большой деревянный одноэтажный дом с садом и прудом на Боль шой Черкасской, построенный, как сегодня стало известно, отставным фельдфебелем Лазуткиным. Затем дом перешел во владение коллежского асессора Павла Петрова, продавшего его в свою очередь артиллерийскому подполковнику Ильинскому. Со смертью последнего дом его, оцененный в 30 тыс. рублей серебром, перешел городу, надолго став губернаторским. В нем жил гражданский губернатор Александр Волоцкий, много сделавший для благоустройства Ставрополя. При нем распахнули свои двери публич ная библиотека и музеум при городской думе, был окончательно завер шен облик Тифлисских ворот, или Триумфальной арки. Генерал-губерна тор Властов, единственный из всех губернаторов удостоенный звания по четного гражданина Ставрополя за огромный вклад в его развитие, решил на месте старого дома возвести новый. В 1879 году департамент Главного управления наместника Кавказа, рассмотрев ходатайство Властова, согла сился с возведением на месте старого, пришедшего в ветхость губер наторского дома, нового здания.

Первый проект дома был выполнен архитектором Павлом Григорьеви чем Воскресенским, но так и остался на листах ватмана. Затем над про ектом начал работу Федор Кузьмич Прозоровский, но не закончил его. В 1883 году к составлению проекта приступает архитектор Владимир Пота пов, но и его работа не удовлетворила местные власти. И лишь после подключения к проекту архитектора Григория Павловича Кускова, автора проекта храма Св. Андрея Первозванного в Ставрополе и других не ме нее фундаментальных сооружений, строительство нового губернаторского дома, наконец, началось. Как сообщается в «Памятной книге Ставрополь ской губернии» за 1904 год, «в отчетном 1902 году на средства казны (всего было истрачено 175000 рублей) был окончательно отстроен губерна торский дом».

Губернаторский дом украсил Николаевский проспект губернского цен тра, став еще одной архитектурной жемчужиной в его градостроительном ожерелье. Рисунок фасада из белого кремнистого ракушечника на крас ном кирпичном фоне, украшенный объемным оконным сандриком, полу колоннами, портика, балконом, поддерживаемым четырьмя кариатидами — скульптурными изображениями женщин в древнегреческих хитонах, с кольчужными башенками крыши из покрытых зеленой эмалью пластин, притягивали взор.

Среди ставропольских архитекторов было немало участников Кавказ ской войны, как, например, Константин Ефремович Адамович. За участие в боях в окрестностях Владикавказа у Назрана и под Чертовой горой в Малой Чечне, в Хахулавском ущелье и при взятии аула Ведень (1859 год), в укреплении берегов реки Терека и Прорвы в Аргунском ущелье Адамо вич был произведен в штабс-капитаны и награжден орденами Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, медалью на Георгиевско-Анненской ленте и медалью на Андреевской ленте, крестом за службу на Кавказе. Уволенный по контузии с мундиром и пансионом, имея диплом Института Корпуса Путей Сообщения, в 1868 году он приез жает в Ставрополь, где получает должность инженера Строительного от деления Ставропольского губернского правления. За 14 лет службы стара нием Адамовича было возведено не одно неординарное строение в горо де. Так, им был перестроен храм во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Мариинском монастыре Ставрополя.

Свой неповторимый след в градостроении оставил и полковник Миха ил Иосифович Бржезицкий. С 1854 года гарнизонный инженер, прапор щик Бржезицкий, строил военные объекты на правом крыле Кавказской линии. В чине отставного полковника в 1890 году становится городским архитектором губернского центра. По проектам Михаила Иосифовича ре конструируется Николаевский проспект, где им возводится новый особняк купца Филимонова под хозяйственный магазин на первом этаже и отде ление Государственного банка на втором (сегодня гастроном № 1 по пр. К. Маркса, 78). Ниже, за домом купца Константина Епифанова, в 1896 году он строит двухэтажный каменный особняк Такиджиевых (в советское время здесь долго размещалось музыкальное училище).

Большинство белокаменных строений города отличалось не только на ружной, но и внутренней отделкой, даже помпезностью. Примером тому был дом купца Федора Александровича Леонидова на Александровской улице (ул. Дзержинского, 87, Детская музыкальная школа № 1). Отец Фе дора Александровича Александр Яковлевич на Николаевском проспекте еще в 60-х годах прошлого столетия возвел величественный особняк, где первоначально размещалась публичная библиотека города, а затем магази ны (пр. К. Маркса, 76). С южной стороны усадебного места, выходящего на Александровскую улицу, Федор Леонидов решает возвести здание для музыкальных вечеров, которое и было построено в 1900 году по проекту архитектора Н. Дурбахова. Здание поражало и сегодня поражает своим изяществом, где кованая ограда палисадника и монументальные ворота стали прелюдией к фантазии в камне, гипсе, дереве и стекле. Фасад зда ния был выполнен в классическом стиле с элементами рококо.

«Творцом прекрасного» при жизни именовали Григория Павловича Кускова, выпускника Петербургского гражданского инженерного института. Прибыв в 1894 году в Ставрополь, он строит в лучших традициях русско го зодчества, на месте старой Андреевской церкви, прекрасный белокаменный собор во имя Св. Андрея Первозванного. Затем им возводится колокольня Софиевской церкви, самая большая на Кавказе мельница А.Б. Гулиева. Земледельческий приют на Нижнеподгорненской улице и общежитие семинаристов на Гимназической (ул. Морозова, 17).

Григория Павловича Кускова всегда отличало трудолюбие. Дни, а то и ночи, проводил он за чертежами и расчетами в кабинете своего дома, им же построенного в начале Барятинской улицы (ул. Комсомольская, 125). Кстати, на противоположной стороне улицы и сегодня стоит дом, некогда принадлежавший А.Г. Торбину, рисунок фасада которого в точности повторяет дом губернатора. И есть все основания предполагать, что в его строительстве принимал участие Кусков. Как и в возведении одного из самых оригинальных зданий города на бывшей Шипкинской (сегодня ул. 8 Марта, 3).

Дом на Шипкинской, как удалось установить, был построен строительным подрядчиком М. Ларичевым где-то в 1912—1913 годах. В стиле романтического модерна, сложенный из кремнистого известняка, с ажурными балконами и парадным арочным входом, украшенный абсолютно неповторяющимся оконным сандриком, с коническими капителями, символическими победными щитами и барельефным гербом Ставропольской губернии, как сказочный замок из далекого детства, как каприз великого мастера, спрятавшего застывшую в камне фантазию вдали от городского шума, здание это поражало и поражает сегодня. Не найдено пока документов, подтверждающих авторство архитектора. Но по манере и стилю все говорит в пользу Кускова.

И в заключение этого небольшого экскурса в градостроительное прошлое Ставрополя приведем высказывание некогда известного ставропольского писателя Ивана Яковлевича Егорова.

«Крепко строили этот город. Закладывали глубокие фундаменты. Неторопливо тесали пористый известняк-ракушечник, удобнейший строительный материал, и возводили стены такой хозяйственной добротности, что дома из поколения в поколение переходили по нотариальным записям без всяких изъянов, выражая в полной мере понятие «недвижимое имущество».

Никакие предшественники Корбюзье не тревожили ставропольскую инженерную мысль беспокойными исканиями.

Инженеры тут, по-видимому, были толстые, благодушные, спокойные, они отлично знали свое крепкое, ясное, двухэтажное дело, а по окончании стройки, после молебна, несомненно, пили рябиновку, ели баранью ногу с кашей и целых осетров, а потом дулись в преферанс до следующего подряда.

Капитальные строения степенны, но не однообразны — иногда с фигурными венецианскими окнами под кудреватыми капителями, с растительно-русалочными кариатидами. Самые богатые дома отделывались, особенно изнутри, с восточным привкусом, с примесью от «Василия Блаженного», с купеческой истовостью, в коей благолепие и долголетие сочетались неразрывно».

Пронесшиеся по Ставрополью события, связанные с революцией и гражданской войной, не затронули внешнего облика города.

Начиная с 30-х годов, Ставрополь, как бы стряхнув с себя оцепенение, начал застраиваться зданиями нового архитектурного стиля — конструктивизма. Новое поколение архитекторов пробовало свои силы в искусстве градостроения. Поднимались здания школ, больниц, административных зданий, фабрик и заводов. При этом, однако, рушились старые храмы и церкви, ветшали вчерашние купеческие особняки, лишившиеся своих хозяев. Сам город стремительно терял свою ухоженность и неповторимость.

Потом началась война и оккупация Ставрополя гитлеровцами. При отступлении ими были взорваны или сожжены многие строения города, ко торые после восстановления, как правило, потеряли свой первоначальный облик.

Среди архитекторов послевоенных лет особенно выделялся Николай Дмитриевич Чекмотаев, который в 1976 году был удостоен почетного звания заслуженного архитектора РСФСР. Возведенный им новый железно дорожный вокзал, спецполиклиника МВД, почтамт, стали как бы новой вехой в истории градостроения Ставрополя. В дальнейшем архитектор со здал маяк-памятник Семену Дежневу на берегу Берингова пролива, порт Ходейда в Йемене, концертный зал в гостинице «Россия» и зал заседаний в Доме Советов РСФСР в Москве. Не меньший вклад в искусство градо строения внесли и архитекторы Анатолий Георгиевич и Ирина Викторов на Лысяковы, возведя здание краевой библиотеки, гостиницы «Ставро поль», мединститут, драмтеатр, Дом книги, цирк и многое другое.

Никита Алексеевич Бычков строит жилые дома в начале ул. Артема и в других районах города, устраивает Комсомольские пруды.

Старый город украсили и Дворец детского творчества, Дворец профсо юзов, Центральный телеграф и другие неординарные строения. Сегодня Ставрополь — по существу новый город с огромными жилыми микрорай онами, промышленными и культурными центрами. Новый архитектурный стиль, другие методы и масштабы строительства. Время архитекторов-оди ночек, пусть даже талантливых, к сожалению, уходит в прошлое. Стремительно рвущийся в завтра город проектируют архитекторы и ученые раз личных специальностей, объединенных в научно-исследовательские и про ектные институты. По генеральному плану реконструкции и застройки Ставрополя предстоит сделать многое. И в этом водовороте времени и со бытий своеобразными островками прошлого остаются дорогие всем нам особняки Старого города, с которых начинался Ставрополь.

Администрация города Ставрополя / Ставропольский государственный университет /
Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

При использовании материалов книги не забывайте об авторских правах и указывайте пожалуйста ссылку на ресурс.

Издательство Ставропольского государственного университета, 2007


cron