Ставрополь

Филологическая книга СГУ


 

Вернуться к началу.

Ставрополь. История города и Края.

Филологическая книга СГУ

Положение город а Ставрополя

Город Ставрополь лежит под 45° 3’ 5’’ северной широты и 10° 49’ 33’’ восточной долготы по С.П. меридиану. Он расположен между реками: Ташлою и Мутнянкою.

Местоположение города Ставрополя

Местоположение города Ставрополя представляет большую высоту, состоящую из нескольких уступов и образую­щую по течению рек и ручьев глубокие овраги. Высота эта к северу ограничивается крутою покатостью, составляю­щею береговой скат реки Ташлы, к северо востоку образует мыс, на котором построена крепость. Отсю­да до родников реки Мутнянки она имеет слабую покатость на восток, на которой берут начало свое ручьи, составляю­щие чрез свое соединение речку Желобовку, но, подходя к родникам реки Мутнянки, покатость ее делается круче и, обогнув реку Мутнянку, выдается мысом у винного подвала и образует таким образом глубокое русло этой реки. От винного подвала высота эта имеет крутую покатость на 10 сажень9 и подходит каменным уступом к роднику Карабину, потом, обойдя этот ручей и образовав отлогий хребет, простирается между означенным ручьем и рекою Мамайкою, составляя берег сей последней реки. Высоты за рекою Ташлою, простираю­щиеся к Круглому лесу, имею т также общее склонение на восток и состоят из уступов, по наружному своему образованию они похожи на высоты, простираю­щиеся на правом берегу этой реки.

Новости Ставрополя / Карта Ставрополя / Погода ставрополь

Афиша Ставрополя / Ставропольский форум

Контакты

Скачать логотип


icq-961229
e-mail-написать
tel-89187528737

Раздел статей
БеSPредеL
О жизниО любви
Мужчина и Женщина
ForУмные игры
ЮмоR
Другая сторона
Компьютерный RaZдел
ОпRоSы
В мире науки.
С.М.И.

Очерк этнографии Кавказского края часть 2

В виду такого накопления названий, подающего повод к недоумениям и представляющего в ложном свете этнографическую картину Кавказа, было бы правильнее придерживаться только тех имен, которые дает сам себе каждый народ. Но долговременное употребление так укоренило некоторые названия, что редко кто знает народы нахчий, адиге, картвелы и т.д., тогда как они известны всем под неправильными именами чеченцев, черкесов, грузин и т.д. Вследствие этого, в изложенном ниже обзоре этнического состава населения Кавказского края, сохранены общеупотребительные названия, но вместе с тем указаны и те, которые каждый народ дает сам себе.

Русские занимают сплошь более или менее значительные пространства только на Северном Кавказе и именно в губернии Ставропольской, областях Терской и Кубанской и в Черноморском округе. В закавказских провинциях немногочисленные русские села разбросаны среди инородческого населения. Основание первого русского поселения относят обыкновенно к 1568 г., когда, по приказанию царя Ивана Грозного, воеводы его князь Андрей Бабичев и Петр Протасьев поставили при устье р. Тюмени, одного из рукавов Терека, город или крепость Терки для защиты черкесского князя Темрюка от притеснений шамхала тарковского. Это первое, исторически известное, русское поселение у подошвы Кавказа, которое не исключает возможности и вероятности более раннего водворения вольных русских людей в этих отдаленных и неизвестных в то время странах. С тех пор русское пришлое население занимало постепенно привольные места, лежащие при северной подошве Кавказа. Заселение происходило отчасти добровольно или самовольно, отчасти по распоряжениям правительства и частных лиц, переводивших своих крепостных людей на пожалованные им свободные земли.

Ход русской колонизации Кавказа изложен в особой главе, здесь же необходимо сказать несколько слов о тех элементах, которые вошли в состав кавказского русского населения. За исключением сибирских и, может быть, самых северных и западных губерний Европейской России, все остальные содействовали более или менее колонизации Предкавказья. Наибольшее число поселенцев дали губернии средней и южной полосы, но точных сведений о количестве людей, данных каждой из них в отдельности, к сожалению, не имеется. Во всяком случае русское население Предкавказья представляет, в этнографическом смысле, значительную пестроту, которая не успела еще всюду изгладиться. Наибольшим единством отличается казачье население бывшей Черномории, входящей ныне в состав земель Кубанского войска. Черноморцы, как известно, происходят от запорожцев, среди которых малороссийский элемент играл преобладающую роль. Язык, нравы и обычаи своего племени сохранили они до сих пор. В бывшем линейном казачьем войске успел сложиться, местами, своеобразный этнографический тип. В этом отношении обращает на себя особенное внимание население станиц Кизляро-Гребенского полка, самого древнего по времени поселения на Кавказе. Здесь, вследствие смешения с горцами и под влиянием условий жизни и быта, выработался из русского населения особый физический тип, своеобразные нравы и обычаи. Тип этот не поддается описанию, вследствие отсутствия антропологических измерений, но особенности его резко бросаются в глаза каждому наблюдателю при сравнении напр. казаков червленских с казаками соседних, но более молодых, станиц. Червленские женщины, славящиеся красотой и бойкостью, имеют в своем складе несомненные горские черты.

Русское сельское население Закавказья состоит почти исключительно из сектантов (молакан, духоборов и др.), или высланных из внутренних губерний по распоряжению правительства, или переселившихся добровольно в половине сороковых годов. Они водворены в губерниях Тифлисской, Эриванской, Елисаветпольской и Бакинской. Несмотря на неблагоприятные в почвенном и климатическом отношениях места, отведенные для поселения некоторым из этих сектантов, все они достигли значительного материального благосостояния и дали большой прирост. Главное занятие их — извозный промысел. С присоединением к России Карской области, часть закавказских сектантов перешла в нее и образовала несколько селений. Там же водворились и еще продолжают водворяться русские выходцы из внутренних губерний. Незначительные русские поселки находятся также в Черноморском и Сухумском округах. Сверх того, русские составляют более или менее значительную часть населения во всех почти городах Кавказского края, а также в слободках и штаб-квартирах, при которых водворялись отставные солдаты.

Осетины живут на Владикавказской плоскости и по обоим склонам Главного хребта: в ущельях Терека и его притоков Ардона, Фиагдона, Гизельдона и Уруха на северном склоне, и Лиахвы, Ксана и Арагвы на южном склоне. Владикавказская плоскость занята ими только в недавнее время, уже после водворения русской власти на Северном Кавказе. Все осетинское население делится на несколько обществ: ущелья Уруха и его притоков заняты дигорцами , ущелье Ардона — алагирцами , по ущельям Саудона и Фиагдона живут куртатинцы , по Гизельдону, его притокам и по левой стороне ущелья Терека — тагаурцы . Южные или закавказские осетины известны у северных под именем туальта . Осетинский язык принадлежит к иранской ветви арийского семейства языков.

Ближайшие родственники его — языки персидский, курдский и афганский. Он распадается на три наречия: ирское или тагаурское , на котором говорят общества тагаурское, алагирское и куртатинское; дигорское — у обитателей ущелья р. Уруха (Ирафа) и туальтское — на южном склоне Главного хребта, представляющее собой в сущности только говор или поднаречие иронского. Соответственно этому осетины называют себя: одни дигорцами , другие иронами или Ир , третьи — туальтцами . Общего имени они не имеют. У грузин осетины называются осси , страна их Осети , откуда наши Осетия и осетины . В русских летописях они часто упоминаются под именем ясов , а у средневековых путешественников западной Европы — аланов или асов.

Названия урочищ и некоторые исторические указания удостоверяют, что еще в средние века осетины занимали предкавказские степи до р. Дона, название которого означает в осетинском языке реку или воду, но были отодвинуты с плоскости в горы более сильными кабардинцами. Эти последние считали осетин своими подвластными и передали им многие особенности своего общественного устройства. Время перехода части осетин на южную сторону Главного хребта неизвестно. Здесь они находились в зависимости от грузинских князей, которая впоследствии превратилась в крепостное состояние. Официально осетины считаются христианами и мусульманами, но в действительности в верованиях как тех, так других, значительнейшую часть составляют чисто языческие представления. Христианство распространено преимущественно на плоскости и у туальтцев; дигорцы и тагаурцы придерживаются учения Магомета.

Из всех известных народов, принадлежащих по языку к иранской ветви, осетины проникли всего далее на северо-запад от главного местожительства иранских народов, но, к сожалению, древняя история их до настоящего времени неизвестна и только от будущих исследователей можно ожидать удовлетворительного ответа на вопрос: когда и каким путем народ этот, отделившись от своих родичей, пришел на Кавказ и поселился среди племен, не имеющих с ним ничего общего по языку. В последние годы осетины обратили на себя особенное внимание лингвистов и этнографов. Язык их достаточно исследован акад. Шегреном и проф. В.Ф. Миллером. Собрано значительное число замечательных, так называемых нартовских сказаний, изображающих деяния осетинских нартов (богатырей). Общественный строй и обычное право осетин исследованы проф. М.М. Ковалевским в связи с правом других арийских народов.

Талышинцы и Таты обитают в восточной части Закавказья и по прибрежью Каспийского моря. Первые занимают Ленкоранский уезд, так называемый Талыш, вторые составляют почти сплошное население в Бакинском, северной части Шемахинского и южной части Кубинского уездов. Отдельные поселения их доходят до Дербента. Язык татов есть наречие ново-персидского. Талышинский также близок к этому последнему и, быть может, составляет только его наречие. Татским же языком говорят и евреи Дагестана и Бакинской губернии. Талышинцы и таты исповедуют мусульманство шиитского толка. Название тат , как кажется, не есть этническое, т.е. не означает известного народа, а определяет только образ жизни и социальное положение. На джагатайском наречии тюркского языка это слово имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи. Тюркские племена, гордившиеся своим кочевым бытом, давали название татов всем порабощенным ими народам, ведшим оседлый образ жизни. Известно, что так называемые береговые крымские татары резко отличаются по физическому типу и образу жизни от степных татар северной части Крыма. Они принадлежат несомненно к средиземной расе и, по всей вероятности, представляют собой остатки бывшего оседлого населения южного берега (греков, готов, итальянцев и т.д.), принявшего мусульманство и тюркский язык под давлением завоевателей. Хотя у нас они, как мусульмане, называются татарами, но сами татары дают им презрительное название татов. Таково же, надо полагать, происхождение имени тат, данного тюркскими племенами оседлому иранскому населению восточного Закавказья.

Курды называются иногда, особенно в официальной переписке, куртинами . Главная масса кавказских курдов живет в пограничных с Персией и Турцией уездах Елисаветпольской и Эриванской губ. и Карсской области. Отдельные кочевья встречаются около озера Гокча, гор. Ардагана и в Батумском округе при устье Чороха. Курды известны с древнейших времен как обитатели Мидии, нынешнего Курдистана. Оттуда распространились они по древней Великой Армении, вытеснив из некоторых частей ее армянское население. Занимаются преимущественно скотоводством и только незначительная часть перешла к земледелию. Отличаются мужеством и храбростью, но склонны к разбоям и грабежам и потому представляют собой очень беспокойное пограничное население. Разделяются на множество отдельных родов, ведущих постоянно междоусобные распри. Курдский язык, принадлежащий к иранским, распадается на наречия курманджи и зазá . Большинство закавказских курдов принадлежат к мусульманам-суннитам, а незначительная часть, называемая езидами , причисляет себя к особой секте. Правоверные мусульмане относятся к этим сектантам с большим отвращением и дают им презрительные названия чертопоклонников и чирах-сондеран , т.е. гасителей светильников. Сущность религиозных верований езидов до сих пор не исследована с достаточной ясностью. Известно, что все езиды, как русские, так и турецкие, имеют светского и духовного начальников и наследственных жрецов, разделяющихся на четыре степени. Признают бытие высшего существа и не произносят хулы против шейтана (сатаны), считая его падшим ангелом, который рано или поздно приобретет прежнюю милость и вновь займет первое место у высшего существа. Вследствие этого езиды избегают произносить имя шейтана и заменяют его словами инсан (человек) и рахман (всемилостивый). Величайшим пророком езиды признают некоего шейха Ади, могила которого находится при сел. Баадри или Байзра близ Моссула в Месопотамии. Здесь совершаются главные религиозные церемонии, в которых первую роль играет так называемый мелек-тауз , т.е. князь-павлин, — медное изображение павлина или птицы на медной же подставке, имеющей вид подсвечника. По объяснению езидов, мелек-тауз не есть изображение божества, а символ или знак светского главы секты, по словам же мусульман, это есть изображение шейтана. Все религиозные церемонии совершаются пред мелек-таузом. Езиды неохотно посвящают иноземцев в свои верования и обряды. Мусульмане, в своем презрении к ним, утверждают, что во время религиозных церемоний езиды тушат огни и предаются чудовищным оргиям. Отсюда и прозвище чирах-сондеран. Насколько ныне известно, в верованиях езидов можно усмотреть следы сабеизма, христианства, гностицизма, манихеизма и магометанства. Езиды, обитающие в пределах Закавказья, ведут полуоседлый образ жизни, занимаются земледелием и не так склонны к разбоям, как кочевые курды-мусульмане.

Армяне называют себя гайями или гайканами , по имени своего мифического родоначальника Гайка. Грузины именуют их сомехи . Русское название заимствовано с запада; оно употреблялось греческими писателями еще со времен Гекатея и Геродота. Иногда армянские писатели называют свой народ торгомосианами , в предположении, что мифический Гайк был потомком библейского Торгомы или Фогармы, внука Иафета.

В пределах Кавказского края главная масса армян находится в Эриванской губ., где они составляют немного более половины (52 %) всего населения. Армяне земледельцы живут и в других губерниях восточного Закавказья и в Карской области, а ремесленники и преимущественно торговцы рассеяны по всем городам и многим селениям Кавказского края. Не все кавказские армяне принадлежат к коренным жителям края. Со времени водворения русской власти на Кавказском перешейке, под защиту ее несколько раз переселялись армяне персидские и турецкие. В 1828 г., после окончания войны с Персией, перешло в наши пределы из Адербейджана и водворилось в тогдашней Армянской области (ныне Эриванская губ.) около 40 000 армян.

Сосредоточивая в своих руках капиталы, городские армяне монополизируют в свою пользу всю торговлю и промышленность края и держат в экономической зависимости земледельческое население. Но сила и значение, которыми они пользуются повсюду в передней Азии, основываются не на одной только торговле, а еще и на склонности их к образованию. Между городскими армянами редко можно встретить неграмотных. Армяне имеют свою национальную церковь, глава которой, патриарх или католикос, пребывает в Эчмиадзине. Религиозное единство заменило для них ту связь, которую они утратили с потерей политической самостоятельности и рассеянием народа. Вследствие этого, армянин, отказавшись от своей церкви, отказывается вместе с тем и от своей национальности.

Армянский язык принадлежит к арийским, но место его в этом семействе еще не определено окончательно. Лингвисты относили его прежде всего к иранской ветви, но новейшие исследования опровергают это мнение и дают основание считать его единственным в настоящее время представителем самостоятельной, ныне уже исчезнувшей, ветви арийских языков, занимавшей среднее место между группами иранской и славо-литовской. Армянский язык распадается на несколько (до 12) диалектов. Один из них, так называемый араратский , сделался с четвертого века литературным языком Армении.

Вопрос об отдаленном прошлом армянского народа возник в научной форме только в последние годы, с первыми попытками чтения клинообразных надписей так называемой ванской системы , найденных в пределах древней Армении. Название это дано им вследствие того, что первые надписи подобного рода были скопированы в гор. Ване проф. Шульцом в 1827 г. Впоследствии они открыты в Эриванской губернии. Судя по сделанным до сих пор попыткам чтения этих надписей можно ожидать, что окончательная дешифровка их прольет совершенно новый свет на историю и этнографию южного Закавказья и передней Азии.

Народы, принадлежащие к иверской или картвельской группе , занимают в пределах Кавказского края почти сплошь довольно обширную территорию, в состав которой входят бассейны Чороха, Риона и Ингура, верхнего течения Куры до впадения в нее Алгетки, бассейны Иоры и Алазани до их слияния.

В картвельской группе различают четыре языка: грузинский, мингрельский, лазский и сванетский. Большинство лингвистов признает их родственными между собой, но степень этого родства еще не определена. Вся группа стоит особняком в лингвистической системе и попытки отыскать ей родичей оказались безуспешными.

Сванетским языком говорит небольшое горное племя, обитающее в верхних долинах рр. Ингура и Цхенис-цкали. Оно известно было еще классическим писателям под именем сванов или суанов . Название сванеты заимствовано нами от грузинского Сванэти , т.е. страна сванов. Жители верхней долины Цхенис-цкали подчинялись владетелям Мингрелии, почему и назывались дадиановскими сванетами. Долина верхнего течения Ингура делилась на две части: западная признавала над собой власть князей Дадишкилиани и называлась княжескою Сванетией, восточная — состояла из самостоятельных обществ и поэтому именовалась вольной Сванетией. Судя по значительному числу христианских памятников в Сванетии, надо думать, что население ее исповедовало прежде христианство. В настоящее время о нем остались только одни воспоминания в некоторых обрядах, получивших вполне языческую окраску. Язык сванетский очень мало исследован. Он не имеет алфавита.

Представители лазского языка живут в пределах Закавказья только в незначительном числе по левому берегу нижнего течения Чороха и к западу от его устья. Главная масса лазов обитает в Турции, в так называемом Лазистане.

Территория мингрельского языка не имеет резко очерченных границ. В общих чертах она может быть обозначена на востоке течением Цхенис-цкали, на юге Рионом, на западе Черным морем и на севере незначительной речкой Охурей или Охуры, впадающей в море севернее Ингура. Местные жители признают, впрочем, границей с этой стороны р. Гализгу, до которой простиралось владение Самурзакань. По восточной и южной окраинам своей территории мингрельский язык соприкасается с грузинским, а по северной с абхазским языком. В политическом отношении мингрельцы подчинялись туземным владетелям, носившим титул дадианов. Часть мингрельской территории между Ингуром и Гализгою составляла постоянный предмет раздоров между дадианами и владетелями Абхазии. Она называется Самурзакань, т.е. владение Мурзакана, который, по народному преданию, был членом абхазского дома Шервашидзе и отвоевал эту страну у дадианов. Мингрельцы находились издавна под культурным влиянием Грузии. Географические названия показывают, что грузинский язык вытеснил во многих местах мингрельский. Так как этот последний не имеет письменности, то богослужение отправляется в Мингрелии на грузинском языке. Он же служит и для письменных сношений мингрельцев, хотя иногда употребляется только один грузинский алфавит, переписка же ведется по мингрельски.

Вся остальная и притом значительнейшая часть территории, занятой картвельскими народами, принадлежит грузинскому языку , который на прибрежье Черного моря, в Гурии, врезывается клином между языками лазским и мингрельским. Область распространения его не имеет явственных очертаний, но во всяком случае она теперь значительно меньше, чем была прежде, до водворения в крае тюркских племен, вытеснивших или поглотивших во многих местностях грузинское население. Не более двух столетий тому назад грузинский язык господствовал во всем бассейне Чороха и по верхнему течению Куры, т.е. в округе Ардаганском, уездах Ахалцихском и Ахалкалакском. Приняв мусульманство, коренное население этих местностей забыло постепенно родной язык и заменило его турецким. Только в округе Батумском сохранился еще грузинский язык у жителей Аджарии, хотя и там мужчины умеют говорить по-турецки. Остатки грузинской речи сохранились также отчасти в Закатальском округе у так называемых енгилойцев.

Грузины называют себя картвелами или картли , страну свою Сакартвело . У классических писателей Грузия именуется Иберией или Иверией . В западной Европе общеупотребительно ныне название Георгия , происхождение которого до сих пор не выяснено. Наши названия Грузия, грузины происходят, вероятно, от тюркского гюрджи , значение которого неизвестно. Грузин разделяют часто на множество отраслей или племен: собственно грузин, имеретин, гурийцев, аджарцев, хевсур, пшавов, тушин и т.д. Во избежание недоумений, столь частых при запутанности этнографической номенклатуры Кавказа, необходимо постоянно иметь в виду, что все эти подразделения составляют один грузинский народ, говорящий одним грузинским языком. Некоторые из перечисленных выше названий имеют значение территориальное или политическое: так, имеретины суть жители бывшего имеретинского царства, гурийцы — княжества Гурии, аджарцы — ущелья р. Аджарис-цкали и т.д. Тушины, пшавы и хевсуры суть грузины-горцы, сохранившие в трудно доступных ущельях центральной части Б. Кавказа свою независимость от феодальных владетелей старой Грузии. Пшавы и хевсуры упоминаются часто в грузинских летописях под общим именем пховелов . Мусульманские писатели называют их кара-калканами = черные щиты, вследствие чего Ананурская крепость на военно-грузинской дороге носила иногда название Кара-Калкан-кала. Все эти горцы, особенно хевсуры, представляющие во многих отношениях высокий этнографический интерес, признают себя христианами и вели всегда ожесточенную борьбу со своими мусульманскими соседями в Чечне и Дагестане. Но в действительности христианство выражается у них только в соблюдении некоторых обрядов, все же религиозные воззрения и понятия этих одичавших горцев чисто языческие.

В грузинском языке, единственном из всех языков картвельской группы имеющем письменность, замечаются по местностям некоторые отличия. Но они не настолько значительны, чтобы можно было признать их наречиями; это говоры, которые до сих пор остаются неисследованными. Поэтому, с точки зрения лингвистической классификации, грузины должны быть признаны единым и нераздельным народом или племенем. Но вместе с тем нельзя отрицать, что под влиянием отчасти смешения с другими народами, отчасти образа жизни, некоторые части грузинского народа приобрели особые, только им одним свойственные типические черты в наружности, нравах и характере. Особенности эти легко заметны для привычного глаза, но научно еще не определены.

Отдаленное прошлое картвельских народов остается неизвестным. Исторические указания о грузинах (иберах) начинаются только около эпохи Р.Х. Судя по распространению грузин в историческое время, можно думать, что они пришли в Закавказье с юго-запада, от верховьев Куры и Чороха. Вопрос об этом еще не подвергался научному исследованию.

Западно-горскую группу , как уже было сказано, составляют абхазцы, убыхи и черкесы. Народы эти занимали приморский (юго-западный) склон Главного хребта от речки Охури на юге до Таманского полуострова на севере, а также обширную полосу земли, расположенную между Кубанью и Главным хребтом и далее по рр. Куме, Подкумку, Малке, Баксану и Тереку приблизительно до гор. Моздока. В настоящее время область распространения народов западно-горской группы не имеет уже означенных выше границ, вследствие выселения в Турцию значительнейшей части черкесов.

Абхазцы называют себя апсуа , страну свою Апсне . У классических, византийских и средневековых писателей они известны под именем абазгов или авазгов ; в наших летописях называются обезами . У некоторых современных авторов они именуются азега ; вероятно, это есть искаженное черкесское адзеха или азеха . Современное русское название заимствовано от грузинского апхази .

Абхазцы занимают ныне низменную полосу между предгорьями Главного хребта и Черным морем на пространстве приблизительно от р. Охури до Гагринской теснины. В недавнее время они распространялись и за Гагры до р. Хосты, но в 1864 г. население этой приморской местности, известной под грузинским именем Джигетии, почти поголовно ушло в Турцию. Нагорное пространство, орошаемое верховьями рр. Бзыби и Кодора, было также занято абхазскими обществами медозюй (у нас назывались медовеевцами ), замбал (цебельдинцы) и др., переселившимися в Турцию в 1864 — 66 гг. В неизвестную с достоверностью эпоху, которую акад. Гюльденштедт относит к 17 столетию, часть абхазцев, перейдя на северный склон Главного хребта, водворилась в верховьях Б. и М. Лабы, Зеленчуков, Урупа и др. рек, впадающих в Кубань. Они делились на несколько обществ или родов, у нас же были известны под именем абазинцев или абаза . После покорения Западного Кавказа значительная часть их ушла в Турцию, оставшиеся же в крае поселены главным образом в Баталпашинском уезде. По сведениям 1883 г. всех абазинцев считалось в Кубанской области 9747 д. об. п.

Абхазский язык, распадающийся на несколько наречий, замечателен в том отношении, что он, подобно языкам басков и американских индейцев, принадлежит к так называемым приставочным (агглютинативным) языкам. Из наречий исследовано только одно бзыбское бар. Усларом. Со временем переселения в Турцию джигетов, наречие их не имеет более представителей на Кавказе.

Многочисленные развалины церквей, отличающихся нередко обширными размерами и прекрасной архитектурой, свидетельствуют, наравне с историей, о процветавшем некогда христианстве в Абхазии. Мусульманство начало распространяться в крае только со времени утверждения турецкой власти на восточном берегу Черного моря, т.е. во второй половине 16 столетия, когда турки построили или крепость в Сухуми и поставили в ней свой гарнизон. Но учение Магомета не было в силах вытеснить окончательно христианские обряды и предания, точно также как эти последние никогда не могли вполне заменить для абхазцев их языческие верования. В настоящее время часть абхазцев вновь обратилась к учению Христа. Необходимо заметить, впрочем, что это обращение более внешнее, так как верования их представляют и до сих пор странную смесь христианства и язычества. Политический строй Абхазии сложился, вероятно, под влиянием феодальных порядков грузинского царства, владевшего некоторое время юго-восточным прибрежьем Черного моря. В неизвестную эпоху Абхазия получила самостоятельных владетелей в лице князей Шервашидзе, называвшихся у абхазцев Чачьба. Полагают, что они происходят от наместников (эриставов) грузинских царей и утвердили свою независимость во время распадения Грузии. Народные предания о владетелях Абхазии не восходят далее начала 18 столетия. В 1810 г. Сефербей, приняв христианство, вступил в русское подданство. За владетелем было сохранено право внутреннего управления страной, так что в сущности его подданнические отношения к России выражались только в том, что русская власть поддерживала владетеля, в случае надобности, против враждовавших с ним фамилий. Такие отношения продолжались до конца 1864 г., когда владетель князь Михаил, за тайные сношения с турецким правительством, был удален из края, а в Абхазии, наименованной Сухумским военным отделом, введено русское управление.

Убыхи занимали часть прибрежья Черного моря к северо-западу от джигетов, приблизительно между реками Хоста и Шахе. Сами себя называли пех ; русское название заимствовано у черкесов. Язык убыхов, по мнению Услара, должен считаться самостоятельным, хотя в некоторых отношениях он представляет сходство с абхазским и черкесским. Окончательного разрешения важного для этнологии западного Кавказа вопроса об языке убыхов едва ли можно теперь ожидать, так как немногочисленный народ этот переселился после событий 1864 г. в Турцию и рассеялся по М. Азии. На Кавказе осталась только горсть убыхов (по сведениям 1883 года всего 80 душ об. п.), водворенных в черкесских аулах Кубанской области и, вероятно, в значительной мере забывших свой родной язык.

До покорения Западного Кавказа, когда прибрежье Черного моря было известно нам почти исключительно по слухам, относительно убыхов и их происхождения ходили самые странные рассказы. Иные полагали, что это потомки крестоносцев, выброшенных бурей на кавказский берег; по мнению других, убыхский народ составился из разных выходцев, в том числе из казаков-некрасовцев, вследствие чего в языке убыхов встречается много русских слов. Едва ли нужно говорить, что все подобные рассказы, как и следовало ожидать, оказались праздными вымыслами. Убыхи слыли самыми гордыми и храбрыми из всех горцев Западного Кавказа. В 1864 г., когда сопротивление закубанских черкесов было сломлено, отряды наши, наступавшие чрез Главный хребет для занятия приморского края, ожидали встретить сильный отпор со стороны убыхов. Но ожидания не оправдались, и убыхская земля была занята почти без выстрела.

Черкесы — многочисленное и воинственное племя, занимавшее прибрежье Черного моря от границы убыхских владений до Тамани, весь Закубанский край и земли, известные под названием Б. и М. Кабарды. До появления русских на Северном Кавказе, черкесы пользовались также всем степным пространством от Кубани до Манычской низменности и простирали свою политическую власть до самых устьев Терека.

Черкесы называют себя адиге , в наших летописях они упоминаются под именем касогов , заимствованным нами, вероятно, у осетин, которые и ныне еще называют кабардинцев касагами , а кабардинскую плоскость касажским полем . Для объяснения общепринятого ныне названия черкес было сделано множество попыток, но ни одна из них не может быть признана удовлетворительною. Вероятнее всего, что это слово имеет связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, основавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет в итальянской формы circassi , откуда и возникло турецкое черкес , распространившиеся по всей Европе и М. Азии. Со времен Страбона, за обитателями восточного побережья Черного моря утвердилось у классических писателей еще название зихов , имеющее много вариантов и заимствованное, вероятно, у абхазцев. Оно встречается у итальянских писателей до 16 столетия в форме zychi .

Черкесы распадаются на несколько групп, которые называются обыкновенно племенами, хотя только немногие из них (кабардинцы, бесленеевцы, абадзехи) служат представителями отдельных наречий и говоров адигского языка. Поэтому было бы, может быть, правильнее признавать среди черкесов только 3 — 4 племени или народа, а остальные подразделения называть обществами или союзами. Но термин «черкесские племена» сделался таким обычным, что теперь трудно избежать его употребления.

Образ жизни, нравы и политическое устройство черкесов стали известны нам только с тех пор, как ход событий на Северном Кавказе привел нас к столкновению с этими племенами. Некоторые сведения о них сохранились также у путешественников, посещавших Черкессию в 16 и 17 столетиях. О временах более отдаленных существуют только отрывочные сведения. Известно, что под влиянием Византии черкесы приняли христианство и отказались от него в пользу учения Магомета только в начале прошедшего или в конце 17 столетия, когда турки из политических видов начали усиленную проповедь мусульманства среди горцев Западного Кавказа. О бывшем в Черкессии христианстве свидетельствуют и до сих пор остатки храмов и других христианских памятников в ущельях Закубанского края. Судя по составленным в сороковых годах текущего столетия описаниям религиозных верований и обрядов черкесов, надо думать, что некоторые племена сохранили воспоминание об учении Христа до последнего дня своего пребывания на Кавказе. Прибрежные черкесы, менее других подвергавшиеся турецкому влиянию, поклонялись крестам, воздвигнутым среди священных рощ, и совершали перед ними жертвоприношения в честь языческих божеств. Война черкесов против нас никогда не имела в их глазах того религиозного характера, который был придан ей горцами Чечни и Дагестана под влиянием фанатических учений. Шамиль несколько раз посылал своих наибов для распространения мюридизма на Западном Кавказе, но проповедь равенства всех мусульман и обязательности для них беспрекословного подчинения воле имама и его наибов не могла иметь прочного успеха среди черкесских племен, так как требовала коренного изменения их социального строя и порядка ведения и решения общественных дел. Известный Магомет-Амин, проведший в Черкессии десять лет (1848 — 59 гг.) в качестве шамилиевского уполномоченного, употребил величайшие усилия для соединения адигских племен под знаменем мюридизма, но успех далеко не соответствовал его энергии и замечательному организаторскому таланту. Черкесы очень неохотно и только уступая насилию сказывались от суда по обычаю (адату) и своих сословных прав. В 1859 г., после падения Шамиля, Магомет-Амин признал наконец дальнешую борьбу с ними безнадежной и принес присягу на подданство вместе с абадзехами, среди которых деятельность его пользовалась наибольшим сочувствием и успехом

часть 3

Администрация города Ставрополя / Ставропольский государственный университет /
Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

При использовании материалов книги не забывайте об авторских правах и указывайте пожалуйста ссылку на ресурс.

Издательство Ставропольского государственного университета, 2007


cron