Ставрополь

Филологическая книга СГУ


 

Вернуться к началу.

Ставрополь. История города и Края.

Филологическая книга СГУ

Положение город а Ставрополя

Город Ставрополь лежит под 45° 3’ 5’’ северной широты и 10° 49’ 33’’ восточной долготы по С.П. меридиану. Он расположен между реками: Ташлою и Мутнянкою.

Местоположение города Ставрополя

Местоположение города Ставрополя представляет большую высоту, состоящую из нескольких уступов и образую­щую по течению рек и ручьев глубокие овраги. Высота эта к северу ограничивается крутою покатостью, составляю­щею береговой скат реки Ташлы, к северо востоку образует мыс, на котором построена крепость. Отсю­да до родников реки Мутнянки она имеет слабую покатость на восток, на которой берут начало свое ручьи, составляю­щие чрез свое соединение речку Желобовку, но, подходя к родникам реки Мутнянки, покатость ее делается круче и, обогнув реку Мутнянку, выдается мысом у винного подвала и образует таким образом глубокое русло этой реки. От винного подвала высота эта имеет крутую покатость на 10 сажень9 и подходит каменным уступом к роднику Карабину, потом, обойдя этот ручей и образовав отлогий хребет, простирается между означенным ручьем и рекою Мамайкою, составляя берег сей последней реки. Высоты за рекою Ташлою, простираю­щиеся к Круглому лесу, имею т также общее склонение на восток и состоят из уступов, по наружному своему образованию они похожи на высоты, простираю­щиеся на правом берегу этой реки.

Новости Ставрополя / Карта Ставрополя / Погода ставрополь

Афиша Ставрополя / Ставропольский форум

Контакты

Скачать логотип


icq-961229
e-mail-написать
tel-89187528737

Раздел статей
БеSPредеL
О жизниО любви
Мужчина и Женщина
ForУмные игры
ЮмоR
Другая сторона
Компьютерный RaZдел
ОпRоSы
В мире науки.
С.М.И.

Очерк этнографии Кавказского края часть 5

Выше было уже сказано, что в состав закавказских татар вошли различные этнические элементы, связанные ныне общностью языка и религии. Только точные лингвистические и антропологические изыскания могут определить происхождение каждого из этих элементов. В некоторых местностях само население отличает себя особым именем. Так, татары Закатальского округа называют себя мугалами , но говорят адербейджанским наречием.

Закавказские татары, перешедшие в Карсскую область из пограничных губерний Закавказья, известны под именем карапапахов .

В отношении образа жизни закавказские татары представляют большие отличия, зависящие от местных условий и, быть может, от племенного происхождения. Некоторые живут совершенно оседло и занимаются земледелием и садоводством, другие сохранили в большей или меньшей степени кочевые привычки. По религии они принадлежат к двум главным исповеданиям ислама: сунницкому и шиитскому.

В политическом отношении татары восточного Закавказья составляли множество отдельных ханств, образовавшихся из обломков персидской монархии. С водворением русской власти за Кавказом эти ханства были одно за другим уничтожены.

Кумыки занимают северную часть дагестанского прибрежья Каспийского моря приблизительно от устья Терека до Дербенда. На западе они соприкасаются с чеченцами, аварцами и даргинцами. Южной границей распространения их считается Башлы-чай, впадающий в Каспий к северу от Дербенда. Здесь они сходятся с другими тюркскими племенами. Кумыкское наречие принадлежит к ногайской ветви тюркского языка. Научному исследованию оно еще не подвергалось.

Кумыки пришли в Прикаспийский край с севера, но неизвестно когда именно. Полагают, что событие это совершилось не ранее конца 12 столетия. До прихода кумыков западное побережье Каспия принадлежало хазарам, ведшим в течение нескольких веков упорную борьбу с персидскими сассанидами, а затем с арабами из-за обладания Дербендом. Нашествие племен монгольской расы разрушило могущественное хазарское царство, и с тех пор хазары исчезли со страниц истории, оставив науке загадку своей национальности, религии и языка. В настоящее время большинство этнологов, историков и лингвистов относит этот исчезнувший народ к числу тюркских. В виду этого, исследование языка, быта и физического типа кумыков, непосредственных наследников хазарской территории, представляет величайший научный интерес. Нет сомнения в том, что в состав кумыкского народа вошли различные этнические элементы, в том числе и дагестанские горцы. По наружному виду кумыков можно причислить их к средиземной расе.

Кумыки подчинялись с давних времен особым владетелям, носившим титул шамхалов. В описании лакского народа было уже сказано о происхождении этих владетелей и о перенесении ими своей резиденции из гор на прибрежную плоскость. Здесь вступили они в сношения с русскими, водворившимися на устьях Терека, и упоминаются часто в старинных дипломатических актах под искаженным именем шевкалов. В 1718 г., когда власть наша на Северном Кавказе была уже прочно установлена, шамхал Адиль-Гирей признал выгодным для себя вступить в подданство России. В персидский поход Петра Великого он оказал русскому корпусу важные услуги доставкой продовольствия и перевозочных средств, но вскоре изменил и предпринял осаду нашей крепости Св. Креста на Сулаке. По велению императора Петра он был схвачен и сослан в Архангельскую губернию, а достоинство шамхала упразднено и владения его присоединены к России. В 1732 г. шамхальские земли, вместе со всеми завоеваниями Петра в Прикаспийском крае, были возвращены Персии. В 1734 г. Надир-шах восстановил шамхальское достоинство и вручил его Хаспулату, сыну Адиль-Гирея. В 1776 г. шамхал Муртузали вновь вступил в русское подданство и с этого времени начинается непрерывная и неизменная верность русской державе тарковских владетелей, утверждавшихся в этом звании Высочайшими грамотами. В тридцатых годах шамхальская власть была ограничена известными правилами, за исполнением которых наблюдали русские офицеры, состоявшие при шамхалах в звании помощников. В 1867 г. Шамсудин-хан отказался добровольно от своих шамхальских прав и по управлению народом и владение тарковское вошло в состав Темир-хан-шуринского округа.

В первые века существования шамхальства, оно заключало в себе все кумыкское население. Впоследствии некоторые части его отпали от зависимости тарковских владетелей и образовали самостоятельные политические единицы. В 16 столетии Кумыкская плоскость между Тереком и Сулаком и часть земель по правому берегу этого последнего поступили в надел Султан-Мута, сына Андия-шамхала. От него произошли нынешние кумыкские князья, которые в старину назывались у нас кумыкскими владельцами (костековским, аксаевским, андреевским и пр.) и причиняли большие хлопоты кизлярским комендантам своим своевольством и раздорами.

Около двух столетий тому назад несколько селений кумыкских и аварских, состоявших в зависимости от шамхала, добровольно отдались под управление некоего Мехти или Кара-Мехти (= Черного Мехти), принадлежавшего к членам кази-кумухского ханского дома. Таким образом, возникло ханство Мехтулинское или Мехтулла (в переводе: мехтиевское). Оно состояло из 13 селений, расположенных в бассейне р. Манас. Главное из них Дженгутай было резиденцией ханов. Впоследствии мехтулинский ханский дом породнился с аварским, вследствие чего члены его правили несколько раз Аварией. В 1876 г. Решид-хан мехтулинский отказался от своих ханских прав и Мехтулла включена в состав Темир-хан-шуринского округа.

Подобно дагестанским горцам, кумыки не имели лично зависимых сословий, за исключением незначительного числа рабов из военнопленных и так называемых чагаров, зависимость которых происходила от пребывания на землях беков, потомков владетельных фамилий. Все остальное население было лично свободно и отбывало только некоторые, обычаем определенные, повинности в пользу своих владетелей и членов их семейств.

Карачаевцы занимают верхнюю долину Кубани от истоков ее до бывшего Хумаринского укрепления. Тюркское наречие их до сих пор не исследовано; вероятно оно принадлежит к ногайской ветви. Точно также остается неизвестным, когда и какие причины заставили этот малочисленный народ покинуть степи и искать убежища в горных ущельях среди чуждых ему по происхождению племен. По одним преданиям, карачаевцы кочевали некогда около Крыма, по другим они происходят от тех татарских орд, которые кочевали некогда на берегах Кумы и владели городом Маджары, лежащим ныне в развалинах. Соседство и сношения с абхазцами и кабардинцами обнаруживаются как в физическом типе карачаевцев, так и в их нравах, обычаях и одежде. По условиям местности и, быть может, по унаследованным привычкам, они до сих пор занимаются коневодством и скотоводством, чему способствуют прекрасные нагорные пастбища Главного хребта. Подчинение Карачая русской власти совершилось в 1828 г. после похода генерала Емануэля. До этого они находились в некоторого рода зависимости от князей Б. Кабарды, которые владели выходами из карачаевской котловины на плоскость и потому заставляли карачаевцев платить себе дань за свободный пропуск на зимние пастбища.

К западу от карачаевцев, в верховьях Баксана, Чегема и Черека, живут небольшие тюркские общества, известные под общим именем горских татар. В частности, обитающие по Баксану, называются урусбиевцами , по Чегему — чегемцами , по Урвану, левому истоку Черека — безингиевцами , по Череку — балкарцами . Подобно карачаевцам, они занимаются преимущественно скотоводством и состояли в зависимости от кабардинцев. Наречие и происхождение этих мелких мусульманских народцев до сих пор не исследованы.

Ногайцы обитают в степи между рр. Кумой и Тереком и при устье Сулака. Кроме того небольшие поселения их находятся близ Пятигорска и при слиянии Зеленчука с Кубанью.

Нынешние ногайцы Северного Кавказа представляют собой только незначительные остатки многочисленных кочевых орд, владевших прикавказскими степями во время могущества кипчакского царства. После присоединения Астрахани к России ногайцы поступили под верховную власть московских царей. Но и крымские ханы считали их своими подданными. Из этих двойственных отношений к Москве и Крыму возникли среди ногайцев усобицы, последствием которых были постоянные переходы кочевников с Волги и Терека на Кубань и обратно.

Когда крымское ханство пало и владения его на Кавказе подчинились России, ногайцы, кочевавшие к северу от Кубани, были переселены частью в восточную половину Предкавказья, частью в Мелитопольский уезд. Мера эта вызывалась необходимостью удалить кочевников от влияния турок, пользовавшихся всеми случаями для возбуждения против нас населения Кавказа. Во время передвижения часть ногайцев успела бежать за Кубань к враждебным нам горцам. На оставленных кочевниками землях были водворены черноморские казаки.

В настоящее время ногайцы, считавшие во времена могущества Золотой орды подвластными своими все горские племена Северного Кавказа, составляют мирное население степей между Кумой и Тереком. Они распадаются на несколько отделений, известных под именами джембулуковцев, едисанцев, едишкульцев и кара-ногайцев , а в административном отношении образуют особое Ачикулак-Джембулуковское приставство.

Ногайцы, живущие на Кубани и около Пятигорска, известны под именем кубанских татар . Они ведут оседлый образ жизни. В их физическом типе, нравах и быте проявляется значительное влияние кабардинцев и других черкесских племен.

К западу от ногайцев, по Калаусу и Восточному Манычу, находятся кочевья туркмен , называемых у нас неправильно трухмянами и трухменцами. Они кочевали прежде на полуострове Мангишлаке, но в 1630 г. покорены калмыками и приведены ими на прикавказские степи. Скотоводство составляет и теперь главное их занятие, но вместе с тем замечается наклонность к принятию оседлого образа жизни. Религия магометанская суннитского толка.

Среди ставропольских туркмен находится незначительное число киргизов , вполне усвоивших себе туркменские нравы и обычаи.

Калмыки занимают степь между Б. Егорлыком и озером Манычем. В первой половине 17 столетия они, под предводительством Хо-Урлюка прикочевали из Средней Азии к Уралу и приняли русское подданство. Затем перешли на правую сторону Волги и заняли кавказские степи, подчинив себе ногайские племена. Калмыцкие ханы оказали нашему правительству много услуг в деле установления русской власти на Северном Кавказе. Аюка-хан принимал участие в персидском походе Петра Великого, а Убаши-хан в военных действиях прошедшего столетия против закубанских горцев и ногайцев, подчинявшихся крымским ханам.

Поселенные ныне в Ставропольской губернии калмыки принадлежат к Большому Дербетовскому улусу. Они ведут кочевой образ жизни и исповедуют буддийскую религию. Язык принадлежит к монгольской ветви урало-алтайского семейства.

В настоящем обзоре перечислены только главнейшие народы, населяющие Кавказский перешеек. Кроме них, в различных местностях края обитают незначительные по числу представители различных пришлых племен. Одни из них вселились в недавнее время, после подчинения Кавказа России, другие в более или менее отдаленные эпохи. К первым принадлежат немцы, чехи, болгары, греки, эсты и пр., занявшие по вызову правительства свободные земли в крае.

Немцы поселены колониями в Ставропольской губ., Кубанской и Терекской областях, Тифлисской и Елисаветпольской губ., Сухумском и Черноморском округах. Старейшая из колоний, так называемая Шотландская или Каррас, близ Пятигорска, основана в 1803 г. шотландскими миссионерами. Они вытеснены постепенно из этой колонии немцами, пришедшими из саратовских немецких поселений. Закавказские колонии (Тифлисской и Елисаветпольской губ.) основаны в 1818 г. выходцами из Виртемберга. Все остальные учреждены значительно позже.

Поселения греков , вышедших из М. Азии, находятся на Северном Кавказе в Кубанской обл. и Ставропольской губ., а за Кавказом в Черноморском и Сухумском округах, в Тифлисской губ. и Карсской области. В Тифлисской губ. они занимают местность Цалку в верховьях р. Храма.

К мелким племенам, издревле обитающим на Кавказском перешейке, относятся евреи , представляющие большой интерес в этнографическом и лингвистическом отношениях. Они сосредоточены главным образом в Прикаспийском крае и живут особыми слободками в Кубе и Дербенде. Полагают, что поселение их на Кавказе относится к очень отдаленным временам, быть может, к дохристианской эпохе. Они говорят татским языком. Сверх того, евреи живут в западной части Закавказья (в Тифлисской и Кутаисской губ.), где усвоили себе грузинский язык. На Кубани существует небольшое поселение евреев, вышедших из гор после выселения черкесов. Евреи Терской области происходят из Прикаспийского края. Все эти евреи называются обыкновенно кавказскими в отличие от тех, которые водворились в крае при русском правительстве.

Среди татарского и армянского населения Закавказья встречаются также оседлые и бродячие цыгане , известные в крае под именем боша и карачи .

 

Примечания

•  Ушурма, принявший имя Шейха-Мансура, был уроженцем сел. Алды в Чечне. Он начал свою деятельность в 1785 г., принимал участие в защите Анапы против Гудовича. После взятия крепости штурмом (в 1791 г.) попал в плен и умер в ссылке в Соловецком монастыре.

•  Проповедником зикры (собственно зикруллах — молитвословие, призывание, воспоминание имени Бога) явился чеченец Кунта-Хажи. Само учение не заключало в себе ничего особенного и было, вероятно, заимствовано у какой-либо из многочисленных мусульманских сект. Последователи его сопровождали пение молитв исступленной пляской и криками. Опасность зикры для нас заключалась в том, что она, подобно шамилевскому мюридизму, стремилась создать в Чечне свою особую администрацию из наибов, векилей и мюридов для достижения политических целей. Волнение, возбужденное среди чеченцев зикристами, пришлось подавить силой оружия.

•  По замечанию Услара арчинский язык приближается к аварскому.

•  Некоторые считают этот титул искажением имени первого арабского правителя, другие объясняют происхождение его тем, что дед Шах-Баала назывался Хал и был родом из провинции Шам (Сирии); по толкованию третьих, слово хал означает княжеский титул, следовательно, шамхал = сирийский князь. Все три толкования очень неудовлетворительны.

•  Название это производят от арабского халх = народ и лакского лавай = высший, превосходный.

•  Даруль-харб по-арабски город или селение вражды, т.е. страна, жители которой не подчиняются мусульманской власти, не находятся с ней в союзе и не уплачивают определенного налога. В такой стране каждый мусульманин может лишить неверного жизни и имущества, не подвергаясь за это ответственности перед шариатом.

 

Администрация города Ставрополя / Ставропольский государственный университет /
Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

При использовании материалов книги не забывайте об авторских правах и указывайте пожалуйста ссылку на ресурс.

Издательство Ставропольского государственного университета, 2007


cron